ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-2998/18 от 19.11.2018 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

№ 2 (1) - 2998/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Бузулук 19 ноября 2018 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе судьи Быковой Н.В.,

при секретаре Бажуткиной Е.Н.,

с участием представителя истца – старшего помощника Бузулукского межрайонного прокурора Е,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузулукского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Нефтяной мир» о соблюдении требований законодательства об охране атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ:

Бузулукский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Нефтяной мир», в котором просит обязать ответчика произвести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: дизельной электростанции, свечи рассеивания ПНГ, расположенных на территории производственной базы по адресу: <адрес>, в срок до ** ** ****.

Обязать ответчика оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником (свеча рассеивания ПНГ), расположенным на территории производственной базы по адресу: <адрес>, в срок до ** ** ****.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Бузулукской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха ООО «Нефтяной мир». В ходе проверки установлено, что ООО «Нефтяной мир» осуществляет деятельность, связанную с приемом нефти и нефтепродуктов; оптовой торговлей топливом; транспортной обработкой грузов и их хранение; организацией перевозок; хранением и складированием прочих грузов и другое, на одной промышленной площадке - нефтебазе. Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов расположена по адресу: <адрес>. В ходе осмотра промышленной площадки (нефтебаза) ООО «Нефтяной мир» проведена проверка правильности (полноты) проведенной инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, в результате которой выявлены стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, не учтенные в инвентаризации, проведенной ООО «Нефтяной мир» в ** ** ****: дизельная электростанция; свеча рассеивания ПНГ. В нарушение действующего законодательства, инвентаризация дизельной электростанции, свечи рассеивания ПНГ не проведена. В нарушение требований, ООО «Нефтяной мир» осуществляет выбросы вредных загрязняющих веществ от стационарного организованного источника (свеча рассеивания ПНГ) в отсутствие установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Производственная деятельность ООО «Нефтяной мир» осуществляется без соблюдения экологической безопасности, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В судебном заседании старший помощник Бузулукского межрайонного прокурора Е исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Нефтяной мир» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил.

В порядке ст.167 ГПК РФ суд определил - рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав старшего помощника Бузулукского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст.150 ГК РФ, жизнь и здоровье граждан, неотъемлемые материальные блага. Несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду, влечет вред их здоровью. В то время как осуществление хозяйственной деятельности с несоблюдением установленных норм и правил создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду и угрозу причинения вреда здоровью.

Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право гражданина на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законами.

Федеральным законом от ** ** **** N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. В соответствии со статьями первой и второй указанного Закона вредное (загрязняющее) вещество - это химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от ** ** **** № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от ** ** **** № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок и форма проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников определен «Инструкцией по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу».

Согласно требованиям «Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу», утвержденной Госкомприроды СССР в 1991 году, инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризацию проводят все производственные объединения и промышленные предприятия (государственные, кооперативные и арендные) независимо от ведомственной подчиненности, а также все учреждения и организации, в ведении которых находятся производственные подразделения, имеющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.

При проведении инвентаризации предприятие обязано учесть все поступающие в атмосферу загрязняющие вещества, которые присутствуют в материальном балансе применяемых технологических процессов, от всех стационарных источников загрязнения (организованных и неорганизованных), имеющихся на предприятии, и автотранспорта.

При инвентаризации выбросов загрязняющих веществ должны использоваться непосредственные инструментальные замеры в соответствии с действующими стандартами и рекомендованными методиками. В случаях отсутствия инструментальных методик для определения выброса какого-либо вещества допускается применение расчетных отраслевых методик.

В соответствии с Правилами заполнения бланка инвентаризации, утвержденных в составе Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, результаты инвентаризации должны быть занесены в бланки по форме - воздух.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ООО «Нефтяной мир», является юридическим лицом, действующим на основании Устава. ООО «Нефтяной мир» осуществляет деятельность, связанную с приемом нефти и нефтепродуктов; оптовой торговлей топливом; транспортной обработкой грузов и их хранение; организацией перевозок; хранением и складированием прочих грузов и другое, на одной промышленной площадке - нефтебазе.

** ** **** Бузулукской межрайонной прокуратурой составлен акт осмотра территории, зданий, помещений строений, принадлежащих ООО «Нефтяной мир», расположенного по адресу: <адрес>.

** ** **** Бузулукской межрайонной прокуратурой составлен акт проверки исполнения требований законодательства об охране атмосферного воздуха ООО «Нефтяной мир».

В ходе проверки установлено, что ООО «Нефтяной мир» осуществляет деятельность, связанную с приемом нефти и нефтепродуктов; оптовой торговлей топливом; транспортной обработкой грузов и их хранение; организацией перевозок; хранением и складированием прочих грузов и другое, на одной промышленной площадке - нефтебазе. Площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов расположена по адресу: <адрес>. На промышленной площадке нефтебазы находятся: группа наземных вертикальных резервуаров, состоит из <данные изъяты> вертикальных цилиндрических резервуаров; технологическая насосная (наземная); наземная ж/д сливо-наливная эстакада, двусторонняя, по <данные изъяты> постановочных мест на каждую сторону; котельные; группа наземных горизонтальных резервуаров, состоит из <данные изъяты> сообщающихся емкостей и имеет один дыхательный клапан и др. В ** ** **** ООО «Нефтяной мир» проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ). По результатам инвентаризации, ООО «Нефтяной мир» на промплощадке нефтебазы эксплуатирует <данные изъяты> источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, из них <данные изъяты> организованных и <данные изъяты> неорганизованных. В атмосферный воздух от источников предприятия поступает <данные изъяты> наименований загрязняющих веществ (толуол, ксилол, углеводороды предельные , углеводороды предельные , бензол, сероводород и др.). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу происходят от технологического оборудования, расположенного на нефтебазе: неплотности оборудования, люки, воздушки и др.

Приказом об установлении нормативов предельно допустимых выбросов Управления Росприроднадзора по Оренбургской области от ** ** **** для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, расположенных на территории нефтебазы ООО «Нефтяной мир» установлены нормативы ПДВ в соответствии с проектом ПДВ.

Как следует из разрешения от ** ** ****, ООО «Нефтяной мир» получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выданное Управлением ФС по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области. Срок действия с ** ** **** по ** ** ****, для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, расположенных на промплощадке нефтебазы.

Согласно приложению к разрешению на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от ** ** ****, в ** ** **** разрешенная масса валовых выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от всех источников предприятия составила - <данные изъяты> тонн в год.

На промплощадке ООО «Нефтяной мир», справа от железнодорожной эстакады располагается газоочистная установка, предназначенная для очистки отходящего попутного нефтяного газа во время слива (налива) нефтяной имульсии с (в) железнодорожных(ые) цистерн(ы).

При наливе нефти в цистерны герметичным способом, образовавшийся попутный нефтяной газ (воздушно-газовая смесь) поступает через систему трубопроводов на газоочистную установку (фильтр очистки) и далее на свечу рассеивания. В качестве фильтрующих элементов используются техническое масло и абсорбент. Указанная свеча рассеивания попутного нефтяного газа в качестве источника выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух в проекте ПДВ для ООО «Нефтяной мир», не учтена.

На территории производственной базы ООО «Нефтяной мир» в районе подземных пожарных емкостей расположена дизельная электростанция (дизель-генератор типа ).

Данная станция стационарная, имеет заводской и предназначена для выработки электроэнергии, в случаях аварийного отключения электропитания оборудования расположенных на нефтебазе. Данная установка работает на дизельном топливе.

Как следует из Методики расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных дизельных установок, утвержденной Министром природных ресурсов Российской федерации ** ** ****, в момент работы дизельной электростанции при сгорании дизельного топлива, в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: оксид углерода; оксиды азота; углеводороды; сажа; диоксид серы; формальдегид; бенз(а)пирен.

** ** **** специалистом ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области» осуществлен отбор проб промышленных выбросов от свечи рассеивания ПНГ. В соответствии с результатами испытаний отобранной пробы промышленных выбросов от ** ** ****** ** **** от свечи рассеивания в атмосферный воздух выброшены следующие вредные (загрязняющие) вещества: сероводород – менее <данные изъяты> мг/м; предельные углеводороды <данные изъяты> мг/м; предельные углеводороды мг/м ; бензол - <данные изъяты> мг/м ; толуол - менее <данные изъяты> мг/м ; ксилол - менее <данные изъяты> мг/м3.

Результаты измерения промышленных выбросов подтверждают факт выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов - свеча рассеивания ПНГ.

В ходе осмотра промышленной площадки (нефтебаза) ООО «Нефтяной мир», проведена проверка правильности (полноты) проведенной инвентаризации источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.

Так, выявлены стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, не учтенные в инвентаризации, проведенной ООО «Нефтяной мир» в ** ** ****: дизельная электростанция; свеча рассеивания ПНГ.

Инвентаризация дизельной электростанции, свечи рассеивания ПНГ не проведена.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от ** ** **** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, кроме прочего устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно ст.1 Федерального закона от ** ** **** №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что предельно допустимый выброс - это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.

Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от ** ** **** №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Статьей 30 Федерального закона от ** ** **** №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, кроме прочего, обязаны провести разработку предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

В соответствии с п.9 Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно ч.4 ст.23 Федерального закона от ** ** **** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Частями 1, 3, 5 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержден Распоряжением Правительства РФ от ** ** ****, в соответствии с которым к вредным (загрязняющим) веществам, подлежащим государственному учету и нормированию, кроме прочих, относятся: азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, углерода оксид, углеводороды <данные изъяты>, сероводород.

В нарушение указанных требований, ООО «Нефтяной мир» осуществляет выбросы вредных загрязняющих веществ от стационарного организованного источника (свеча рассеивания ПНГ) в отсутствие установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, поскольку эксплуатирует на площадке нефтебазы, расположенной по адресу:<адрес> в районе подземных пожарных емкостей промышленные объекты, осуществляющие выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ: дизельную электростанцию (дизель-генератор типа <данные изъяты>), заводской и свечу рассеивания ПНГ, в отношении которых не произведена вопреки требованиям законодательства инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ, при определении предельно допустимых выбросов данные этих источников загрязняющих веществ не учитывались, что создает угрозу в будущем для жизни и здоровья неопределенного круга лиц и экологической безопасности населения.

В нарушение ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», производственная деятельность ООО «Нефтяной мир» осуществляется без соблюдения экологической безопасности, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 1065 ГК РФ, Федеральным законом от ** ** **** N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Бузулукского межрайонного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «Нефтяной мир» о соблюдении требований законодательства об охране атмосферного воздуха - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нефтяной мир» произвести инвентаризацию источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: дизельной электростанции, свечи рассеивания ПНГ, расположенных на территории производственной базы по адресу: <адрес>.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Нефтяной мир» оформить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником (свеча рассеивания ПНГ), расположенным на территории производственной базы по адресу: <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

судья Бузулукского районного суда Н.В. Быкова

Решение в окончательной форме принято 24 ноября 2018 года.

Подлинник решения находится в гражданском деле № 2 (1) - 2998/18 в производстве Бузулукского районного суда.